Однажды некий профессор психологии из Венгрии написал нескольким известным творческим людям письма с просьбой дать ему интервью. На самом деле, это был эксперимент, целью которого было выяснить, какими именно словами эти люди откажут ему в интервью.
Питер Друкер, известный теоретик менеджмента, написавший не одну книгу, ответил так:
Я не верю в творчество, но верю в продуктивность. И один из её секретов состоит в том, что нужно завести ОГРОМНУЮ корзину для макулатуры и складывать в неё ВСЕ приглашения, вроде вашего. Продуктивность состоит в том, чтобы не делать абсолютно ничего, что помогает другим людям в их работе, а посвятить всё своё время тому делу, умением делать которое вас наградили высшие силы. И делать это дело нужно хорошо.
Секретарь писателя Сола Беллоу:
Мистер Беллоу сообщает, что несмотря на свой возраст, он до сих пор остаётся творческим, в том числе и благодаря тому, что не позволяет себе быть частью исследований других людей.
Фотограф Ричард Аведон:
Простите, у меня осталось слишком мало времени.
Секретарь композитора Дьёрдя Лигети:
Он творческая личность, а потому очень загружен работой. Таким образом, причина, по которой вы хотите взять у него интервью, одновременно является и причиной того, что он не может помочь вам в этом вопросе. Он также добавляет, что не может ответить на это письмо лично, так как отчаянно пытается закончить скрипичный концерт, премьера которого состоится осенью.
Профессор-исследователь написал 275 творческим людям и треть из них ответила отказом на его просьбу, ссылаясь на нехватку времени. Ещё одна треть и вовсе ничего не ответила. Причиной тому, скорее всего, также была нехватка времени и отсутствие секретаря, который мог бы написать письмо.
Время — расходный материал для человека творческой профессии. Выкиньте из головы всю магию и мифы, которыми обрастает творчество, и останется работа в чистом виде: работа над тем, чтобы стать экспертом и в теории, и в практике, работа по поиску решений проблем, а затем проблемы с этими решениями, пробы и ошибки, работа над своим мышлением и самосовершенствование. И, наконец, процесс созидания, который потребляет время и энергию. Целый день, каждый день. Нет ни выходных, ни отпусков. Созидание — это не момент. Это привычка, принуждение, одержимость и призвание. Это то, что диктует всем создателям, как им проводить своё время. Не верьте тому, что вам говорят, и тому, что вы читаете. Правда одна — все творческие личности тратят всё своё время на свою работу.
Так вот умение сказать «нет» значит для творческого человека куда больше, чем идеи, взгляды и талант вместе взятые. «Нет» охраняет время, которое необходимо для созидания. Математика времени проста: у вас его меньше, чем вы думаете, а надо вам куда больше, чем вы предполагаете. Но нас не учат говорить «нет». Нас учат НЕ говорить «нет». «Нет» — это грубо. «Нет» — это отпор, опровержение, незначительный акт словесного насилия. «Нет» нужно говорить наркотикам и незнакомцам, предлагающим конфеты.
Творцы мыслят другими категориями. Они не думают, сколько времени займёт то или иное мероприятие, они думают о его творческом эквиваленте. Интервью, ответ на письмо, поход в кино, ужин с друзьями, вечеринка, последний день лета… Если не сказать этому «нет», насколько меньше можно успеть сотворить? Эскиз? Строфа? Абзац? Эксперимент? Двадцать строк программного кода? Однозначно можно сказать, что любое «да» существенно сокращает количество времени, посвященного творчеству. А ведь его и так очень мало.
И творцы знают это. Они знают, что мир полон незнакомцами с конфетам, которым нужно ответить «нет». Они знают, как это сделать, и они знают, как болезненны последствия многих отказов. Вот что писал Чарльз Диккенс, отказываясь от предложения друга увидеться с ним:
Всего на полчасика, это только во второй половине дня, на один вечерок — так говорят мне снова и снова, приглашая куда-то, но они не знают, что невозможно иногда заставить себя не думать целый день и не волноваться о предстоящем мероприятии, даже если само оно будет длиться всего минут 5. Тот кто решил посвятить себя искусству, должен отдаться ему полностью, и в нём искать компенсацию всему остальному. Я огорчен тем, что вы будете подозревать меня в нежелании видеть вас, однако я должен следовать выбранному мной пути во чтобы то ни стало.
Слово «нет» оставляет творческих людей в стороне от многих событий, делает их в глазах других людей скучными, невежливыми, недоброжелательными, эгоистичными, безразличными, не компанейскими, одинокими и так далее, и так далее… Но «нет» — это та кнопка, которая позволяет им оставаться включенными в свою творческую деятельность.
Питер Друкер, известный теоретик менеджмента, написавший не одну книгу, ответил так:
Я не верю в творчество, но верю в продуктивность. И один из её секретов состоит в том, что нужно завести ОГРОМНУЮ корзину для макулатуры и складывать в неё ВСЕ приглашения, вроде вашего. Продуктивность состоит в том, чтобы не делать абсолютно ничего, что помогает другим людям в их работе, а посвятить всё своё время тому делу, умением делать которое вас наградили высшие силы. И делать это дело нужно хорошо.
Секретарь писателя Сола Беллоу:
Мистер Беллоу сообщает, что несмотря на свой возраст, он до сих пор остаётся творческим, в том числе и благодаря тому, что не позволяет себе быть частью исследований других людей.
Фотограф Ричард Аведон:
Простите, у меня осталось слишком мало времени.
Секретарь композитора Дьёрдя Лигети:
Он творческая личность, а потому очень загружен работой. Таким образом, причина, по которой вы хотите взять у него интервью, одновременно является и причиной того, что он не может помочь вам в этом вопросе. Он также добавляет, что не может ответить на это письмо лично, так как отчаянно пытается закончить скрипичный концерт, премьера которого состоится осенью.
Профессор-исследователь написал 275 творческим людям и треть из них ответила отказом на его просьбу, ссылаясь на нехватку времени. Ещё одна треть и вовсе ничего не ответила. Причиной тому, скорее всего, также была нехватка времени и отсутствие секретаря, который мог бы написать письмо.
Время — расходный материал для человека творческой профессии. Выкиньте из головы всю магию и мифы, которыми обрастает творчество, и останется работа в чистом виде: работа над тем, чтобы стать экспертом и в теории, и в практике, работа по поиску решений проблем, а затем проблемы с этими решениями, пробы и ошибки, работа над своим мышлением и самосовершенствование. И, наконец, процесс созидания, который потребляет время и энергию. Целый день, каждый день. Нет ни выходных, ни отпусков. Созидание — это не момент. Это привычка, принуждение, одержимость и призвание. Это то, что диктует всем создателям, как им проводить своё время. Не верьте тому, что вам говорят, и тому, что вы читаете. Правда одна — все творческие личности тратят всё своё время на свою работу.
Так вот умение сказать «нет» значит для творческого человека куда больше, чем идеи, взгляды и талант вместе взятые. «Нет» охраняет время, которое необходимо для созидания. Математика времени проста: у вас его меньше, чем вы думаете, а надо вам куда больше, чем вы предполагаете. Но нас не учат говорить «нет». Нас учат НЕ говорить «нет». «Нет» — это грубо. «Нет» — это отпор, опровержение, незначительный акт словесного насилия. «Нет» нужно говорить наркотикам и незнакомцам, предлагающим конфеты.
Творцы мыслят другими категориями. Они не думают, сколько времени займёт то или иное мероприятие, они думают о его творческом эквиваленте. Интервью, ответ на письмо, поход в кино, ужин с друзьями, вечеринка, последний день лета… Если не сказать этому «нет», насколько меньше можно успеть сотворить? Эскиз? Строфа? Абзац? Эксперимент? Двадцать строк программного кода? Однозначно можно сказать, что любое «да» существенно сокращает количество времени, посвященного творчеству. А ведь его и так очень мало.
И творцы знают это. Они знают, что мир полон незнакомцами с конфетам, которым нужно ответить «нет». Они знают, как это сделать, и они знают, как болезненны последствия многих отказов. Вот что писал Чарльз Диккенс, отказываясь от предложения друга увидеться с ним:
Всего на полчасика, это только во второй половине дня, на один вечерок — так говорят мне снова и снова, приглашая куда-то, но они не знают, что невозможно иногда заставить себя не думать целый день и не волноваться о предстоящем мероприятии, даже если само оно будет длиться всего минут 5. Тот кто решил посвятить себя искусству, должен отдаться ему полностью, и в нём искать компенсацию всему остальному. Я огорчен тем, что вы будете подозревать меня в нежелании видеть вас, однако я должен следовать выбранному мной пути во чтобы то ни стало.
Слово «нет» оставляет творческих людей в стороне от многих событий, делает их в глазах других людей скучными, невежливыми, недоброжелательными, эгоистичными, безразличными, не компанейскими, одинокими и так далее, и так далее… Но «нет» — это та кнопка, которая позволяет им оставаться включенными в свою творческую деятельность.
Весьма категорично, для творческого человека. Так можно выгореть если ты не гениален.
ОтветитьУдалитьНу статья не моя, но я согласна с ней полностью. Вернее, хотелось бы быть не так категоричной, но не получается. Если ты творческий человек и одержим какой-то идеей, то трудно и бывает просто не возможно переключиться на другую деятельность, хотя бы на встречу с друзьями, знаю по себе, поэтому и понимаю.
УдалитьПро одержимостью идеей согласна. Но меня смущает факт, что автор повествует о том, что ему свойственно, все время находится в творческом самозабвенном состоянии. Я считаю, что для хорошего труда , нужен и хороший отдых, дабы окончательно не сойти с ума от творческих переживаний и мыслей.
УдалитьС этим я согласна целиком и полностью, но как это сделать на деле?
УдалитьЕсли даже ночью мозг продолжает работать в этом русле, причем я думала, что только у меня такое, ан нет, поговорила с другими Мастерами и оказалось, что не я одна просыпаюсь по ночам, чтобы записать зарисовать пришедшую во сне идею :)
Мне очень близка эта статья. Да она веет холодком в отношениях с друзьями, но для тех кому Вы действительно дороги, на самом деле хватает того времени что мы(творческие)им уделяем)) и потом речь не идет об отказе от окружающего мира, а лишь о том как важно ценить время, свое время и не растрачиваться на то чего не стоит. Мне очень понравилась фраза о том что время у творцов-это расходный материал))
ОтветитьУдалитьНаталья, спасибо за пищу для ума))
Да, Вера, вы правильно все поняли :)
УдалитьИ порой нашим близким тоже не хватает нашего внимания, остается только надеяться на их чуткость и понимание и конечно же стараться больше времени, любви и заботы дарить им и все-таки находить возможность отвлекаться от творчества :)
В любом случае мы находимся чуть в более выгодном положении нежели те кто 12 часов в сутки находиться на работе на другом конце города)) у нас есть возможность распределять время и для творчества и для близких и для домашних дел)) Ну по крайней мере я стараюсь, а получается или нет это уже другое))))
УдалитьДа, однозначно, я согласна, в этом несомненное преимущество. Недавно обсуждали вопрос с работой на себя (фрилансер) и на дядю и ведь многие сознались, что приходится ходить на не любимую работу, вот что грустно :( Вообще сложно найти занятие по душе и чтобы еще прибыль приносило, даже богатые и знаменитые страдали из-за этого, да вспомнить хотя бы известных актеров, Брюсс Виллис был бедным, и поменял кучу работ, последняя работал барменом до 35 лет, пока его кто-то не заприметил, Сталлоне тоже перебивался чем придется, кривое лицо и плохой английский не нужны были в кинематографе, пока не написал сценарий "Рокки" и не настоял, чтобы его сняли в главней роли. В отличие от звезд, мы все обычные люди, но что мешает иногда нам стремиться к своей мечте, хотя бы найти работу по душе?
УдалитьДругой вопрос, что с обычной работой после окончания рабочего дня человек спокойно приходит домой и всецело и полностью занимается своими любимыми делами и проводит время с семьей и друзьями. А с работой - хобби - любимым делом очень трудно заставить себя "по звонку" закрыть Мастерскую и выйти из своего мира в реальный...
А меня понимает только мой муж, который тоже творческий человек. Знает, что меня надо оставить одну, если я замолкаю и "ухожу в себя". Статья очень близка мне по духу... Хотя согласна, что нужно "выходить из своей скорлупы" в люди, так сказать, дабы действительно не сойти с ума. Хотя... Творческие люди, на мой взгляд, все немного "того"))))
ОтветитьУдалитьДа уж, немного того, согласна :) Вот именно, что понять может только такой же "немного того" человек :)
Удалить