Подавляющее большинство украинских граждан оценивает события, происходящие в Украине, с точки зрения возможности или невозможности решить проблемы исключительно за счёт внутренних ресурсов и поведения тех или иных украинских политиков. Это неправильный подход. Во-первых, он не даёт понимания причин происходящего. Как только мы их увидим, то поймём на что мы можем в принципе рассчитывать. А во вторых не отвечает на вопрос – что будет происходить.
«Настал момент, когда стоит перестать притворяться, что Европа и Соединенные Штаты разделяют одну и ту же точку зрения на мир, стоит даже перестать притворяться, что они живут в одном и том же мире»
Роберт Каган. «Сила и слабость: Европа и Соединенные Штаты в обстановке нового мирового порядка»
Что происходит в Донбассе и в Крыму? Принято считать, что происходит агрессия России в Украину. Отчасти за счёт антиукраински настроенного населения отдельных регионов. Многие называют это войной России против Украины. Практически все публично высказываемые гипотезы сводятся к тому, что Путин хочет отколоть часть территорий от Украины а в оставшемся установить пророссийский марионеточный режим. Который будет ориентирован исключительно на Москву.
Хочу высказать предположение, что Путину не нужна Украина в принципе. Не в том смысле, что ему до нэньки дела нет, а в том, что в его интересы не входит существование государства Украина в какой либо форме вообще. Ни в виде государства с самостоятельной политикой, ни в качестве зависимого лимиторфа, ни в качестве даже колонии. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо определить истинные интересы Путина в сегодняшних событиях. Следует понимать, что сегодняшняя Россия не является субъектом мировой политики. Таким субъектом является исключительно сам Путин. Один из богатейших людей планеты и активами которого, в первую очередь, является страна Россия. Используя полностью подконтрольные лично ему инструменты российского государства этот человек выкачивает ресурсы из страны и конвертирует их в личное богатство.
Однако, прекрасно понимая реальное положение России и её печальные перспективы, Путин оказался в ситуации, когда его основным активам – государству Россия, угрожает обесценивание и исчезновение уже в среднесрочном периоде. Путин полностью переориентировал экономику страны на экспорт сырья. В первую очередь нефти и газа. Ещё 10 лет назад доходы от экспорта нефти и газа составляли 15% от доходной части бюджета российского государства. Сейчас эта величина достигла 55%. Экспорт России – это практически полностью экспорт сырья и продукции первого передела (полуфабрикаты). При падении мировых цен на сырьё Россия несёт колоссальные убытки. После чего относительно высокий (в масштабах СНГ, но достаточно низкий по сравнению уже с Зап. Европой) уровень доходов на душу населения стремительно падает. И начинаются серьёзнейшие социальные проблемы. А самое главное – потери несут на данный момент полностью подконтрольные Путину российские олигархи, высшие чиновнике и региональные элиты и лично он. Всё это накладывается на демографические, внутриполитические (наличие квазигосударственных субъектов внутри РФ) и другие проблемы.
Но, даже и при стабильно высоких ценах на сырьё у путинской России в обозримом будущем также начинаются серьёзные проблемы. Себестоимость добычи сырья (в первую очередь нефти и газа) и производства полуфабриката в России растёт с каждым годом. У Путина попросту нет технологий, которые могут удешевить этот процесс. А производство технологической продукции, конкурентноспособной на мировых рынках, в стране практически отсутствует. Это видно даже по постоянным проблемам России в военной сфере. В которой Путин старается хоть как-то держать паритет. Про конкурентоспособную на мировых рынках бытовую продукцию российского производства можно и не говорить. Достаточно зайти в любой российский супермаркет и посмотреть – как много там товаров произведённых в России, а не собранных из импортных комплектующих или не импортированных полностью.
В современном мире успешность страны и крупных корпораций определяют две вещи – адекватный ситуации менеджмент (в т.ч. и государственный) и наличие передовых технологий (и возможность их разрабатывать и внедрять для массового серийного выпуска). Об адекватности российского государственного менеджмента можно говорить весьма условно. Государственное управление в России выстроено исключительно под интересы Путина и под укрепление его личной власти. Такая система эффективна во внутриполитической жизни (до определённого момента), но приводит к потере конкурентоспособности (в т.ч. и экономической) в мировом масштабе. Прежде всего диктатура не в состоянии генерировать и воспроизводить элиту – гуманитарную, техническую, политическую и т.д. Элита может быть выращена только в дискуссии. Не в противостоянии, а в дискуссии. Россия практически всю свою историю была неспособна к внутрисистемной дискуссии. А тем более неспособна вести дискуссии в течение нескольких поколений. Т.е. к воспроизводству элиты, адекватной времени и смене поколений.
Начиная с XVII века Россия постоянно догоняла ведущие страны в технологиях. Были и прорывы на единичных направлениях, но кардинально это ничего не меняло. Когда развитие технологий в передовых странах стало для России недостижимо с помощью закрытых «шараг» и метода «молотка, зубила и такой-то матери» — страна стала перед перспективой национального банкротства. Чем ближе к сегодняшнему дню, тем больше и недостижимее разрыв между технологическими укладами России и развитых стран. В настоящее время этот разрыв достиг величины «навсегда». И у путинской России нет никаких шансов этот разрыв преодолеть за счёт собственных ресурсов. В современном мире в условиях диктатуры невозможно вырастить или привлечь интеллектуальную элиту. Она не эффективно работает «из под палки». И только за деньги её невозможно мотивировать. Потому что для интеллектуальной элиты деньги не являются главным мотиватором.
Теоретически технологии можно купить. Или даже украсть. Чем занимался в свою бытность СССР и сейчас активно делает Китай. Однако продавать передовые технологии их обладатели не очень то и стремятся. Растить себе конкурентов никто не хочет. Украсть получается тоже далеко не всегда. И кроме этого, любая купленная или украденная технология в современном мире требует целого комплекса сопутствующих технических решений, которые тоже нужно иметь. И соответствующего промышленного комплекса способного внедрить технологии для массового производства.
Отсутствие современных технологий и безальтернативный государственный менеджмент ставит Россию в категорию сырьевых придатков развитым технологически странам. А неадекватный менеджмент и претензии на мировую роль исчерпывают немногие имеющиеся у страны ресурсы. Что уже в среднесрочной перспективе ведёт к социальному, экономическому и политическому краху страны. Такие процессы в России происходят не первое столетие. Достаточно взять исторически небольшой срок в 100 лет и сравнить Россию 1914-го и Россию 2014-го годов. И всё становится ясно.
Понимает это Путин? Прекрасно понимает. Дураком его считать очень опрометчиво. Что можно сделать для исправления ситуации? Первый вариант – изменение российского государства в сторону возможности дискуссии. Этот вариант для Путина неприемлем. Т.к. в таком обществе нет места ему самому. Следовательно – необходимо с одной стороны получить доступ к мощной производственной базе, а с другой стороны – к получению современных технологий, которые можно на этой производственной базе внедрить. При этом технологии необходимо получать «пакетом». Т.е. комплексно со всеми техническими решениями вместе.
Остатки российской промышленности не позволят России совершить качественный рывок (переход на следующий технологический уклад). А где сейчас наиболее мощная промышленность? Правильно – это Китай. Отсюда все танцы Путина с Китаем. Где можно взять постоянный «поток» технологий? А вот с этим сложнее. Китай практически не имеет передовых технологий. Во многом по тем же причинам, что и Россия. В США Россия может и могла бы их получить, но Путину это стоило бы слишком дорого. Ему пришлось бы в результате полностью следовать в рамках интересов Вашингтона. В первую очередь против Китая. Да и всё равно Путин не получит от американских ТНК (т.е. от любого правительства США) технологий в том объёме, что ему необходимо. Япония и другие азиатские тигры зависят от США и получить необходимое там практически невозможно. Остаётся только Западная Европа. И в первую очередь – Германия.
Почему правитель Кремля рассчитывает на Германию? И как он может добиться задуманного?
Эпиграф к данной статье – это цитата из книги американского политика и журналиста Роберта Кагана «Сила и слабость» (также иногда называемой в русскоязычной среде – «По ту и другую сторону Атлантики»). Этот труд оценивается запдаными элитами наравне с «Концом истории» Фрэнсиса Фукуямы и «Столкновением цивилизаций» Самуэля Хантигтона. Эта книга важна тем, что отражает отношение нынешнего истеблишмента США к Европе. Если очень коротко, то основной мотив книги это постулат о том, что Европа построила свой «рай на земле» за счёт охранной функции США. Именно США, обладающие колоссальной военной мощью, обеспечивают спокойное развитие Европы. И за это Европа «по гроб жизни» обязана поддерживать американцев во всех их интересах. Конечно же, книга намного более многогранна, но в разрезе нынешних событий в Украине нам важен именно этот аспект.
Позиция Европы по отношению к США во многом является расслаблено колено-локтевой. Что активно поддерживается со стороны Вашингтона. Мир и спокойствие Европы в обмен на военные гарантии США. Но Белый Дом за это требует соблюдения Европой интересов Вашингтона. Но далеко не всех в Европе это устраивает. В первую очередь это не устраивает Германию. Страна давно переросла своё прошлое последствий Второй мировой войны. Но вынуждена жить в рамках ещё послевоенного устройства. В Германии, да и в Европе в целом, растут антиамериканские настроения. Мало того, в Европе растут и антиЕС-вские настроения. В первую очередь – в странах-локомотивах ЕС. В той же Германии, Франции, странах Бенилюкса. Ярким свидетельством этого являются результаты выборов в Европарламент в мае этого года . Где примерно 15% (точно будет понятно после создания фракций в июле) получили левые и правые партии, выступающие против евроинтеграции. Кстати, некоторые представители этих партий были иностранными наблюдателями на псевдореферендуме «Крымнаш». Что говорит о связи между данными политпроектами и Путиным.
Что может получить Германия от сотрудничества с Москвой и Пекином? Во-первых – это снижение цен на газ и нефть. Во вторых – ядерный зонтик. В третьих – удешевление массового технологического товара за счёт производственных мощностей Китая и проникновение на новые рынки сбыта. Ну и много чего другого.
Китай в данном раскладе получает немецкие технологии и российское сырьё. Что в итоге делает возможным паритет между Вашингтон-Лондон & Берлин-Москва-Пекин.
После того, как Германию «оттеснили» от ливийской нефти и газа, ещё в 2011 г. я написал о том, как в противовес англо-саксонской системе современного мира Путин начнёт выстраивать ось Берлин-Москва-Пекин. И данный случай не единственный, когда интересы тех или иных европейских стран оказываются ущемлёнными в угоду интересов США.
Для того, чтобы Берлин «ушёл» из под влияния США и кардинально изменил курс на сближение с Москвой Путину необходимо создать либо преимущества, по сравнению с американскими «предложениями», либо такие угрозы Берлину, которые Германия разрешить может только в союзе с Москвой. Кроме этого необходимо выполнить ещё ряд условий: денонсировать (или, хотя бы, дискредитировать) систему международных соглашений и институтов, получить поддержку (хотя бы частичную) в европейских государственных институциях, подготовить общественное мнение в Европе и т.д.
Какие «плюшки» Путин может предложить Европе в целом и Берлину в частности? Каких либо существенных геополитических преимуществ Россия Европе предложить не может. Газовый шантаж – это не тот метод, который может изменить геополитическую расстановку. Рано или поздно Европа перейдёт на альтернативные поставки. Будь то увеличение добычи газа и нефти в Северном море, поставки сжиженного газа из США, Катара и т.д. Такой путь для Путина является проигрышным в перспективе. Европа должна сама решить, что сотрудничество с Москвой её нужно больше, чем с Вашингтоном.
Следовательно, для Кремля остаётся второй путь – создание угрозы Европе, которую не сможет решить США, но может решить Путин в связке с Европой. В первую очередь – с Германией. При этом созданная угроза должна быть перманентной. Т.е. её необходимо сделать так, чтобы созданные проблемы не могли быть решены окончательно. И требовали постоянных усилий и взаимодействия со стороны Москвы и Европы. При этом необходимо исключить или минимизировать влияние США в разрешении данной угрозы или угроз.
И вот только теперь мы переходим к событиям в Украине.
То, что происходит сейчас в Украине – это и есть та самая угроза Путина Европе. Начнём с того, что объективных причин такого жёсткого противостояния в Донбассе нет. В течении 23 лет Донбасс совершенно не интересовал ни русский язык, ни «бандеровцы-фашисты», ни «федерализация». Точнее – всё это было глухим ворчанием на кухне. Даже когда Украину возглавлял Ющенко – никаких активных выступлений не было. Мало того. До того, как эту повестку не начал раскручивать Кремль не было даже требований от местных жителей своим же местным советам ввести местный язык. Хотя закон действует уже два года. По факту закрепление статуса русского языка не нужно было населению Донбассу. Иначе бы они этого требовали в какой-нибудь активной форме. Спроси год назад жителя Донецка или Славянска про «федерализацию» — он бы вообще не понял бы о чём речь. Да и «бандеровца» местные жители никогда не видели. По причине их практического отсутствия в данных регионах.
После смены власти в Киеве (кстати – абсолютно легитимной; через большинство в парламенте) Путин практически сразу начал сначала информационную, потом прямую (Крым) а теперь гибридную агрессию против Украины. Всё что происходит сейчас в Донбассе и в других регионах создано, санкционировано, подпитывается и во многом управляется Кремлём. По характеру действий видно, что всё это планировалось Москвой достаточно давно. И смена власти в Киеве послужила всего лишь преждевременным (а может и нет) запуском агрессии. Подозреваю, что данные события должны были начаться в 2015-м году. Москва понимала, что Янукович, даже формально победив на выборах, нарвался бы на майдан, который произошёл в 2013/14. С такими же последствиями. По сути, декабрьские, 2013-го года, соглашения между Януковичем и Путиным и последующее вступление Украины в Таможенный Союз должны были создать в будущем формальные оправдания для Путина по его вмешательству в события в Украине после выборов 2015-го года. Плюс Путину надо было успеть «застолбить» украинскую ГТС и ряд других активов. В общем, даже если бы Президентом стал бы (не дай Бог) всем известный кум Путина, то события бы развивались примерно в том же ключе.
Почему? Потому что в интересах Путина разрушить государственность Украины в принципе и постоянно здесь поддерживать хаос на максимально возможной территории. По территории Украины проходит основной экспорт российских нефти и газа в Европу. Тут же находятся 5 АЭС, куча опасных техногенных производств и т.д. В случае хаоса и войны всех против всех в Европу побегут миллионы беженцев. Потенциальное разрушение нефте- и газопроводов, техногенных катастроф, беженцы, мародёры – вот только часть угроз, которые создаёт Путин Европе.
При этом возможности урегулирования ситуации через различные международные институции срываются правом вето России в Совбезе ООН, элементарным невыполнением заключённых соглашений и т.д. Путин говорит всему миру – «Вся ваша система коллективной безопасности абсолютно не работает». При этом создаётся ситуация, при которой игнорирование другими странами России также разрушает сложившуюся после окончания Второй мировой войны систему. Москва предлагает Европе решать вопросы по стабилизации ситуации в Украине напрямую с ней. Чем дальше будет раскачен хаос в Украине, тем большая вовлеченность потребуется Европе в процесс последующей стабилизации совместно с Путиным. Кремлю даже не надо создавать «управляемый хаос». Достаточно контролировать ситуацию в ключевых точках, которые потом можно будет контролировать совместно с европейцами – ГТС, АЭС и т.д. На оставшейся территории Путин наоборот будет постоянно раздувать угли пожара, чтобы угроза Европе окончательно не была ликвидирована.
США не может без Европы вводить санкции и ужесточать свою политику по отношению к России. Проводя такие действия в одностороннем порядке для США существует большой риск выпадения ведущих стран ЕС из гегемонии США и поворот их к Москве. При этом сейчас резко обострилась ситуация в Ираке (случайно ли? Уж очень «вовремя» для Путина). Кроме этого в США в ноябре этого года выборы в Конгресс и Сенат. У демократов на данный момент низкий рейтинг. Вполне может случиться, что на выборах победят республиканцы и получат 2/3 мест в обеих палатах. Что моментально приведёт к конфликтам между Президентом-демократом и большинством республиканцев в Сенате и Конгрессе. И всё это отвлекает американцев от европейских событий.
Кроме этого, немаловажным фактором для «бездействия» США является неспособность украинского руководства управлять страной и стабилизировать ситуацию. Собственно, майдан поменял лица у власти. Но не изменил систему Второй украинской республики. Она как была сговором олигархическим элит, направленным исключительно на собственное обогащение, так ею и осталась. Такая система не способна адекватно руководить страной в условиях социально-экономического, политического и военного кризисов. События последней зимы пробудили в Украине силы, которые ещё не стали субъектом, но уже способны на социальный бунт. В такой ситуации, когда «Верхи не могут, а низы не хотят» чрезвычайно сложно оказывать какую-либо прямую поддержку нынешним украинским властям. Или разворуют, или прокакают из-за своей неадекватности.
Путин предлагает Германии – «Давайте урегулируем вопрос украинских территорий самостоятельно. Всё равно США ничего не может сделать для этого. Давайте введём совместную охрану стратегических объектов, установим бесполётные зоны и т.д. ». Ну а следующий шаг – это переориентация Берлина и других европейских столиц на более плотное сотрудничество с Москвой и отрыв их от США. Конечная цель – создание евроазийского военно-политического блока на основе оси Берлин-Москва-Пекин.
Что всё вышенаписанное означает для Украины? Для этого надо понимать – в каких действиях сторон могут выражаться их интересы.
- Россия. Продолжение войны. Причём, ситуация в Украине будет дестабилизироваться как через «сепаратизм», так и через разжигание противоречий между правительством страны и её народам, и через противоречия между украинскими ФПГ. Для Путина, по большому счёту, нет разницы – войдёт Украина в состояние хаоса через внешнюю агрессию или через внутриполитического кризиса. При этом любые переговоры и «перемирия» будут только вывеской для затягивания времени, перегруппировки антиукраинских сил и их снабжения. Субъекты, определяющие ситуацию с состоянием войны или мира в Украине находятся за её пределами. Поэтому так называемые «переговоры-консультации» между представителями ЛНР/ДНР и Кучмой, Шуфричем, Медведчуком были переговорами никого ни с кем и ни о чём. Кроме того, что эти люди никого не представляют и ничего не контролируют сам процесс перемирия лежит вне интересов одной из сторон конфликта.
- Германия и западная Европа в целом кроме Великобритании. Меньше всего Европа хочет «волноваться». Западноевропейские страны будут постоянно склонять Украину к «миру» на всё более тяжелых условиях. Т.к. вводить санкции и противодействовать России они реально не хотят. Слишком много рисков для западноевропейских элит в потере своего положения – тесные бизнес связи с кремлёвским бонзами, слишком велико влияние общественного мнения и демократических процедур, слишком европейцы боятся потрясений и возможного падения собственного жизненного уровня. Плюс желание Берлина вырваться из рамок поствоенного мира (соглашений после Второй мировой войны). Европа будет занимать пассивную позицию, уговаривая Украину согласиться на условия Москвы. Беда в том, что у Кремля нет условий для Киева. Цель России – разрушить Украину и держать её в состоянии постоянного конфликта все против всех. Поэтому, чем дальше, тем ближе будут позиции Западной Европы и Москвы. Время в среднесрочной перспективе играет тут на Путина.
- США. Не допустить создания блока Берлин-Москва-Пекин. Но без согласованной с Вашингтоном позиции Европы обрубить аппетиты Путина у США не выйдет. Поэтому американцы будут действовать в нескольких направлениях:
- Америке необходимо будет изменить свою политику и взаимодействие с ведущими странами Зап. Европы. Каким именно образом это будет сделано и что будет предложено я не берусь точно прогнозировать. Возможно, это будет «разрешение» на создание общеевропейских вооружённых сил. Скорее всего будут предложены льготы европейским странам в торговых отношениях с США. Будут предоставлены преференции в проникновении на рынки сбыта «третьих» стран. Явно будут и непубличные договорённости, но представить их суть пока сложно.
- Стратегия непрямых воздействий по отношению к России. Ожидаю, что через какое-то время могут возникнуть силовые конфликты на Северном Кавказе, Абхазии, Южной Осетии. Возможно, где-то ещё в сферах интересов России.
- Укрепление Украины, как форпоста сопротивления России. Параллельно – для втягивания в конфликт всё больших и больших ресурсов Кремля. Если в кратко- и среднесрочной перспективе время играет на Москву, то в долгосрочной (при условии даже нынешнего статус-кво) – на Вашингтон. Но тут есть серьёзная проблема. Которая заключается в том, что руководство Украины не в состоянии стабилизировать ситуацию в стране. Поэтому, если ставка на Порошенко не оправдается, то в ближайшем времени можно ожидать смены не только власти, но и значительной части украинских элит. Причём далеко не демократическим путём. Времени на выборы-перевыборы уже практически не осталось.
4. Украина. Главная цель Украины на нынешнем этапе – выжить. В максимально возможной территории, которая потом позволит наиболее быстро подняться. Данный интерес совпадает с интересами США. Таким образом Вашингтон является естественным союзником Киева в данной ситуации. Не Европа, которая пойдёт на соглашение с Москвой и не Путин, для которого целью является уничтожение государственности, а именно Америка. Для этого придётся, скорее всего, пойти на серьёзные экономические преференции, военное сотрудничество (обязательно) и какую-либо форму внешнего управления. Более публичную, чем сейчас.
Т.к. нынешняя элита, скорее всего, не способна будет на стабилизацию, то её при поддержке Вашингтона, противодействии Москвы и безразличии Европы (на данный момент) придётся менять. При этом будет установлена диктатура, мобилизационная экономика, отброшены многие демократические принципы и права.
Если этого не произойдёт, то нас ждёт либо полный хаос по варианту Сомали. Или раскол страны на отдельные ещё более слабые субъекты. Границы которой будет контролировать та или иная ФПГ с отдельными территориями хаоса. При этом это не является окончательной стабилизацией ситуации, т.к. Москва всё равно будет проводить политику деструктуризации. Только уже по отношению к отдельным кускам бывшей страны.
Для Украины очень важен ближайший год. Именно в этот, а может и более короткий период решится – быть или не быть стране и какой она будет.
02.07.14, 8:31
Святослав Швецов, "Хвиля"